Игра на органе как средство в развитии пианиста.

К постановке вопроса.

 

 

Alexander Gorin

The Buchmann-Mehta School of Music, Tel Aviv University, Tel Aviv, 69978   Israel

Tel. 972-3-5183178, 972-54-4773879, goral@post.tau.ac.il alexander.gorin@gmail.com

 

 

 

        Предлагаемая статья  претендует не на исчерпывающее изучение вопроса, а на его постановку –  почему и каким образом игра на органе может являться средством в развитии пианиста.

        Разумеется, игра на нескольких музыкальных инструментах, как и пение, обогащает музыканта. И Бах, и Моцарт играли на всех клавишных инструментах, что было нормой в то время, а также на скрипке и альте.  В нашем случае речь идёт не об общем музыкальном образовании посредством игры на разных инструментах, а о приобретении, развитии и совершенствовании конкретных и определённых  качеств и навыков пианиста, как на уровне способности понять и услышать, так и на уровне способности реализовать.

        Возможность использования  игры на органе как средства в развитии определённых навыков пианиста коренится в следующем.

С одной стороны, речь идёт о двух совершенно разных инструментах, один из которых - орган, требует иных, комплементарных по отношению к фортепиано, мышления и реализации, т.е. игровых приёмов. С другой стороны, речь идёт о двух клавишных инструментах, и владение фортепиано существенно уменьшает усилия и сокращает время, которые неизбежно тратятся на "технику" игры на органе - новую для пианиста деятельность. Это позволяет сравнительно быстро сосредоточиться на "сути" игры на органе, понимание которой и должно повлиять на развитие определённых навыков и качеств пианиста.

Разумеется, игра на струнном или духовом инструменте также способствовала бы развитию тех или иных качеств пианиста, но потребовала бы больших затрат времени только на то, чтобы минимально овладеть инструментом и посредством этого добраться до "сути", которая и интересует пианиста. Почему орган, а не чембало или клавикорд будет ясно из дальнейшего, хотя, разумеется, опыт игры на чембало и на клавикорде для пианиста можно только приветствовать, имея в виду исполнение старинной музыки, также как и игру на молоточковом фортепиано, имея в виду музыку классического периода.

Устройство инструмента - это фактор, определяющий характеристики звука, на которые может влиять исполнитель. Исполнитель на трубе или скрипке может влиять на все характеристики звука - высоту, силу (громкость), длительность (для целей статьи предпочтительно использовать слово "время") и тембр.

Особенностью органа и фортепиано, как и других клавишных инструментов, является наличие клавиатуры - механизма, находящегося между исполнителем и звучащим телом. Отсутствие непосредственного контакта со звучащим телом и составляет принципиальное отличие клавишных инструментов от других. Пианист может контролировать силу звука и время, влиять на тембр (хотя не просто объяснить как именно)  и не может влиять на высоту звука. Орган - это инструмент, в котором, в силу устройства, почти все «встроено»  - высота звука, громкость и тембр. Органист может контролировать только время.

Время чего? Ответ на этот вопрос указывает на два основных  средства исполнителя на органе (исходя из целей статьи, прикосновение, как средство, его возможности  и влияние не обсуждаются).

I. Время звучания ноты, т.е. длительность звука (понятия нота и звук используются в статье взаимозаменяемо по умолчанию). В рамках указанной длительности ноты органист может сократить или продлить время  звучания (полностью выдержанный звук соединяется со следующим). Тем самым, соединяя или разъединяя ноты, органист пользуется  средством, которое называется артикуляция.

II. Время наступления звука. Отклоняясь  от предполагаемого  времени наступления звука, органист пользуется  средством, которое называется агогика.

Временем и, соответственно, этими средствами, может пользоваться и пианист, но на фортепиано эти средства лишь одни из многих.

Агогика не представляет особого интереса в аспекте данной статьи, так как вычленение ее как средства не представляет трудности. Ситуация с артикуляцией иная. На фортепиано тембр и, в особенности,  динамика неизбежно участвуют во всем, что делает пианист, тем самым (частично) заслоняя использование и затрудняя вычленение  одного из временных средств - артикуляции, которое нас и интересует (в силу направленности статьи отношения артикуляции и динамики не обсуждаются).

В условиях отсутствия динамического акцента на органе, пользование артикуляцией как одним из немногих средств исполнителя, будет способствовать развитию  в пианисте  понимания  природы этого средства и навыка его использования, ведя к владению изощрённой и градуированной артикуляцией. 

Устройство органа (труба и воздух), как и устройство фортепиано        (струна и молоточек) ограничивает влияние на звук двумя моментами  - началом и окончанием звука. Отличием между инструментами и существенным моментом для нас является окончание звука.  

На фортепиано обусловленный его устройством звук после извлечения затихает и угасает достаточно быстро. Это усложняет контролирование и во многих случаях естественно и  неизбежно ведёт к виртуализации образа  и момента окончания звука.

На органе обусловленный его устройством звук тянется неизменно, пока органист не отпустит ноту. Учитывание этой особенности составляет предмет постоянного внимания при игре  на органе и должно  способствовать развитию  в пианисте обострённейшего и высочайшего внимания к моменту и образу окончания звука, требуя контролировать их в соответствии с контекстом и другими факторами.

Устройство органа и, как следствие, сужение параметров,  подвластных контролю исполнителя, и, как следствие, исполнительских средств, создают «лабораторию» с практически чистыми условиями для понимания природы и работы над этими исполнительскими средствами. 

Суммируя, можно сказать, что игра на органе может служить одним из средств в развитии пианиста, вынуждая его концентрироваться  при игре на органе на моментах, склонных  ускользнуть от внимания пианиста при игре на фортепиано, в силу устройства и природы этого инструмента, а именно артикуляция и окончание звука.

В качестве примеров благотворного влияния игры на  органе на развитие пианиста можно привести достижение прозрачной текстуры в полифонической музыке и улучшение легато, т.к. на органе легато можно достичь только руками, в то время как на фортепиано пианист практически неизбежно пользуется педалью.